Представители Совета приняли участие в X Всероссийском конгрессе пациентов

3.12.2019 0

Всероссийский союз пациентов ежегодно организует площадку для дискуссии представителей власти, экспертов здравоохранения и пациентских организаций. Это мероприятие позволяет обозначить проблематику на всех уровнях реализации государственного управления – от стратегического развития здравоохранения до несовершенств первичной медико-санитарной помощи.

Красной нитью в выступлениях абсолютно всех докладчиков была идея об усилении общественного контроля в отрасли. Казалось бы, общественники уже сейчас имеют большие возможности. При территориальных Минздравах и отделениях Росздравнадзора созданы общественные советы по защите прав пациентов, во всех регионах функционируют пациентские организации, где-то даже сформированы их коалиции. Но мы видим, что это только начало пути.

Общественная экспертиза должна стоять рядом с любым проектом, любой властной структурой, поэтому министр здравоохранения обратила внимание на Национальные проекты. Важно, чтобы они не превратились в черную дыру для государственного бюджета, необходим критический подход пациентского экспертного сообщества.

Система обязательного медицинского страхования также попадет под пристальное внимание общественных экспертов. Сейчас открывается новая страница в истории ОМС – создание института экспертов координационных советов при территориальных фондах ОМС. Предполагается, что такой эксперт соединит в себе несколько компетенций: представительство всего пациентского сообщества региона, глубокий уровень знания законодательства в сфере здравоохранения, специализированная подготовка в страховании, навыки общественно-политического взаимодействия. Высочайший уровень экспертов будет гарантирован многоступенчатой системой отбора кандидатов.

Конечно, много говорилось и о частных проблемах и вариантах решения. Пациенты каждой нозологии смогли почерпнуть для себя что-то важное на соответствующих сессиях. Но в основном обсуждались системные проблемы, понимание которых сложилось благодаря общественной инициативе.

Одна из них – невовлеченность губернаторов в систему организаторов здравоохранения. Отсюда мы видим невежество региональных министерств при реализации государственной политики в сфере здравоохранения. Вероника Игоревна Скворцова обещала провести работу с губернаторами по повышению их квалификации. В качестве иллюстрации можем привести наш собственный опыт, когда в телефонном разговоре с зам.министра по лекарственному обеспечению одной республики пришлось рассказывать о законодательно предусмотренном механизме обеспечения пациентов по торговому наименованию и возможностях проведения соответствующих закупок!

Состояние больниц. В течение ближайших пяти лет решено привести в порядок медицинские учреждения первичного звена, на что выделяется дополнительно к региональным расходам 550 млрд рублей из федерального бюджета.

Реформа системы лекарственного обеспечения – переход к полному или частичному возмещению стоимости препарата, покупаемого пациентом. Стало очевидно, что применение госзакупок в лекарственном обеспечении порождает серьезные проблемы: это и задержки из-за организационных сложностей, это коррупция на уровне регионов при проведении отдельных закупок, это игнорирование предпочтений пациента. Предполагается, что централизация позволит уйти от этих несовершенств. Имеющийся положительный опыт связан с переводом лекарственного обеспечения по высокозатратным нозологиям на федеральный уровень. Были продемонстрированы значительные преимущества – скорость и экономия за счет снижения цены при поставке больших партий. Высвободившееся финансирование было направлено на закупку препаратов для большего количества пациентов.

До перехода на новую систему, со слов Максимкиной Елены Анатольевны, директора департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России, с 2020 года субъекты будут вправе планировать свои бюджеты на три года, что позволит решить проблему традиционных задержек в начале года.

Региональный перечень ЖНВЛП должен соответствовать федеральному, на что В.В. Путин уже дважды обращал внимание регионов. Однако по информации Общероссийского народного фронта (ОНФ), только часть регионов справились. Несоответствие приводит к тому, что регионы фактически отказывают гражданам в государственных гарантиях бесплатной медицинской помощи. Идея же утверждения регионом своего перечня ЖНВЛП была прямо противоположная – по замыслу, он мог быть шире федерального минимума, если местная власть справляется со своими обязательствами и готова реализовывать политику в здравоохранении исходя из наилучшего соблюдения интересов населения.

Недостаточность средств региона для исполнения обязательств по лекарственному обеспечению приводит к невозможности исполнения государственных гарантий. Что делать в таком случае? Во-первых, существуют межбюджетные трансферты из федерального центра, которые регион вправе запросить. Во-вторых, как правило, каждый регион имеет губернаторский фонд и другие накопления на экстренный случай. Еще более возмутительной стала обратная ситуация, когда около 70 регионов отчитались о профиците бюджета, имея массу нарушений в лекарственном обеспечении.

Лекарственная безопасность и фармаконадзор. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Михаил Альбертович Мурашко, обратился к пациентам с просьбой активно участвовать в совершенствовании системы лекарственной безопасности. Созданы различные каналы для сбора данных о нежелательных явлениях. Пациенты должны их знать, уметь пользоваться и образовывать своих врачей. В рамках лекарственной безопасности вводится ответственность дистрибьютера за качество ввозимых препаратов.

Проблема преемственности при назначении препаратов федеральными центрами. Известна проблема непризнания местными врачами рекомендации врачей федеральных центров. Очевидно, что эта история имеет не медицинскую, а финансовую подоплеку и зависимость врачей от минздравов, которые и обязаны финансировать данные затраты. Разработано компромиссное решение: федеральные центры обяжут назначать препараты по торговым наименованиям только при наличии продемонстрированных улучшений в состоянии пациента, а не исходя из статистических и обобщенных данных.

Хромающая система менеджмента качества ЛПУ. Существенно отставание государственных учреждений здравоохранения в пациент-ориентированном менеджменте от частной медицины. Михаил Альбертович считает, что недопустимо распространять на обращения по вопросам здоровья граждан общие требования – 30 дней на рассмотрение. Мы начинаем переход к высоким стандартам через механизм «короткого плеча». Теперь обязательно наличие администратора во всех медицинских организациях, который будет обязан урегулировать конфликтные ситуации на месте. При отсутствии данного сотрудника необходимо сообщать в Росздравнадзор. Это соответствует концепции бережливых поликлиник, где «бережливость» – это не синоним экономии, а бережное отношение к пациенту, его времени и комфорту.

Юрий Александрович Жулев, председатель Всероссийского союза пациентов, обратился к М.А. Мурашко с предложением провести проверки таких медицинских изделий, как программное обеспечение для работы региональной системы льготного лекарственного обеспечения. Известны многочисленные случаи, когда технически было невозможно выписать рецепт на препарат, если он отсутствовал в наличии. Сейчас эта проблема имеет кривое решение в виде предусмотренной возможности выписать рецепт от руки на номерном бланке. Об этом известно не всем врачам, и кроме того, позаботиться об изготовлении номерных типографских бланков ЛПУ обязано заблаговременно. Юрий Александрович обратил внимание на необходимость разработки Минздравом единых стандартов написания таких программ.

Получение медицинской помощи по ОМС в другом регионе не должно вызывать каких-либо трудностей, поскольку существуют механизмы расчетов между ТФОМСами на такой случай. Если вам отказывают, незамедлительно обращайтесь в свою страховую организацию. И вообще, на Конгрессе было уделено много внимания тому, что именно страховая организация должна стать одной из первых ступеней в защите пациентом своих прав. Вплоть до идеи о том, что страховщики со временем полностью вытеснят пациентские организации. Пока что это направление недостаточно развито, и система страхования нуждается в поддержке и взаимодействии с экспертным пациентским сообществом.

Важно, что на мероприятии такого уровня были отмечены благодарственными письмами члены Совета, Валюх Марина Васильевна и Румянцева Марина Борисовна – от Всероссийского союза пациентов за активное участие в реализации проекта “Бюро медико-социальной экспертизы и пациентское сообщество – развиваем взаимодействие”, поддержанного Фондом президентских грантов, развитие деятельности Общественных комиссий при ГБ МСЭ.

А также благодарственным письмом от Федерального бюро медико-социальной экспертизы за большой вклад по обучению членов общественных комиссий при главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и развитию взаимодействия между гражданским обществом и службой МСЭ.

Жулёв Ю.А., Румянцева М.Б., Власов Я.В.

 

Румянцева М.Б., Власов Я.В.

 

Захарова Ю.П., ВАлюх М.В., Румянцева М.Б.

 

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля